Ошибки в документах, недоразумения и внезапные болезни духовенства – отличительные черты новосозданной Православной Церкви Украины.
Есть у нас пословица – «Бог шельму метит». Ее истоки коренятся в библейской истории о Каине, который убил своего брата Авеля. Как известно из книги Бытия, Господь наказал Каина и отметил его особым знаком, «чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт. 4, 10). Святитель Иоанн Златоуст, объясняя этот библейский текст, говорит, что Бог поступил так, чтобы преподать урок последующим родам и чтобы даже вид Каина послужил для них вразумлением и никто не следовал его примеру (Св. Иоанн Златоуст «Беседы на книгу Бытия. Беседа 19»).
В какой-то мере можно говорить, что Господь Бог предупреждает своих чад об опасности встречи с нарушителем Его закона, и касается это не только древности, но и наших дней.
Зрада или не зрада?
Действительно, трудно объяснить простым стечением обстоятельств все, что сегодня происходит вокруг Томоса. Мы уже неоднократно становились свидетелями того, как все, что планировали его инициаторы, рушится или идет совсем не так, как они предполагали.
Например, патриарх Варфоломей обещал полную и безоговорочную автокефалию, а подписал автономию. Поместные Православные Церкви должны были признать ПЦУ – не признали. И даже Грузинская Церковь, которую рассматривали как чуть ли не главного сторонника «украинской автокефалии», не спешит поздравлять Украину с обретением «церковной независимости».
Украинские симпатики Томоса объясняют такое отношение к происходящему со стороны мирового Православия, как всегда, просто – «происки Москвы». Но даже среди них, симпатиков, находятся те, кто видит в этом не пресловутую «руку Кремля», а все-таки волю Божию.
На днях одна из ярых сторонниц автокефалии Татьяна Деркач написала на своей странице в Facebook: «Вот чего я не понимаю, это патологической зрадофилии. Уже похожей на психиатрическое расстройство. Вселенский патриарх пообещал автокефалию – “и сколько можно уже трындеть, он отрабатывает путинские деньги!”. Поместные Церкви второго-третьего эшелона не побежали как зайчики признавать ПЦУ – “это путинские шавки, которые отрабатывают мокшанские деньги”. Грузинская Церковь выдала действительно непохожее по риторике для нее заявление – “не врите, грузинские попы все ФСБшники, сидят на путинских деньгах”. Интересно, когда Господа Бога объявят путинским ФСБшным агентом, если он не побежит срочно отвечать на молитвы зрадофилов?»
Что не так с Томосом
Казалось бы, с точки зрения украинских раскольников, все вышеперечисленные факты можно трактовать как несколько досадных недоразумений, которые со временем разрешатся. Как недавно сказал Филарет, «рано или поздно украинскую Церковь признают».
Такую позицию озвучивают как в Украине, так и на Фанаре.
Однако проблема в том, что количество этих самых «досадных недоразумений» уже настолько велико, что вызывает серьезную обеспокоенность в рядах сторонников ПЦУ.
Первым тревожным звонком можно назвать ошибку, которая была допущена в тексте Томоса. В нем сказано, что Вселенский патриарх принимает «безапелляционные судебные решения для епископов и другого духовенства <…> согласно 9-м и 16-м священным канонам IV Халкидонского Вселенского Собора». В то время как право главы Константинопольской кафедры рассматривать церковные споры в последней инстанции предусмотрено не 9-м и 16-м, а 9-м и 17-м правилами IV Вселенского (Халкидонского) Собора. А вот в 16-м правиле, на который ссылается Томос, говорится, что девицам, которые посвятили себя служению Богу, не разрешается жениться…
Досадная ошибка, согласитесь. Известно, что текст Томоса составил Константинопольский патриархат и написал лучший каллиграф Афона иеромонах Лука. Этот текст читали и перечитывали много раз. И никто, ни один человек из огромного количества тех, через чьи руки прошел Томос, не заметил такой очевидной ошибки! Ее увидели уже здесь, в Украине, после того, как привезли с Фанара.
Правда, позже выяснилось, что в Томосе не только есть ошибка, но и не хватает подписей членов Священного Синода Константинопольского патриархата. Поэтому его привезли, показали, а потом забрали обратно – для подписей. Украинские раскольники утверждали, что потребность в подписях под текстом Томоса – чисто технический вопрос, который никакого значения не имеет. Но архимандрит Кирилл (Говорун) заявил, что это не так, потому что до тех пор, пока Томос не подпишут все члены Синода, он недействителен: «Томос, который подписан только Вселенским патриархом, без подписей членов Синода, является недействительным. Он так и называется: Патриарший и Синодальный Томос – и потому должен быть обязательно скреплен также подписями членов Синода». То есть получается, что украинцам, показывая «Томос об автокефалии», несколько дней врали.
Однако даже такая простая процедура, как подписание уже готового документа, стала причиной сомнительного поступка со стороны Фанара. ТСН опубликовал фото «членов Священного Синода», которые якобы подписали Томос. Но как стало известно позже, список членов Священного Синода и список подписантов Томоса довольно сильно отличаются – на шесть имен (красным выделены те, кто есть в обоих списках):
То есть, получается, что Томос подписали 6 из 12 членов Священного Синода Константинопольского патриархата. Это означает, что вопрос о его легитимности остается открытым.
Болезненные тенденции
Довольно много вопросов вызывают необычные и внезапные болезни тех, кто не хочет иметь к новосозданной ПЦУ какого-либо отношения.
Началось с отмены встречи между Патриархом Иерусалимским Феофилом и Президентом Украины Петром Порошенко. Причина – внезапная, вплоть до госпитализации, болезнь Патриарха. И все бы ничего, если бы на следующий же день Патриарх Феофил не принял у себя группу паломников Украинской Православной Церкви.
Вызывает вопросы и история с архимандритом Ефремом, которого патриарх Вафроломей в приказном порядке отправил в Украину на «интронизацию» Епифания. Известно, что афонские монастыри решили не поддерживать украинскую авантюру своего предстоятеля, патриарха Варфоломея. Поэтому сообщали, что архимандрит Ефрем едет в Киев не как представитель Святой Горы, а как клирик Константинопольского патриархата.
Однако, даже несмотря на это, его приезд вызвал настоящий восторг в стане украинских раскольников: «С нами (с вами, с ними?) не соскучишься. Только там у них на Афоне была… гм… дискуссия о ПЦУ – “Ромфея”(греческое церковное СМИ – Ред.) уже пишет про возможное участие 2 афонитов в интронизации митрополита Киевского. И не абы кого, а монаха, писавшего нам красивый Томос на пергаменте, и – оляля – Ефрема Ватопедского. Вот это дары волхвов, однако. В воскресенье увидим, что там».
Не увидели. Потому что старец Ефрем внезапно заболел и ни в субботу, ни в воскресенье не присутствовал в Софии Киевской. СПЖ описывал все перипетии его приезда и госпитализации. Добавим, что единственным положительным для Епифания результатом приезда архимандрита Ефрема стало то, что украинскому раскольнику посчастливилось подержаться за руку настоящего афонского старца.
А где же «дедушка»?
Но самой странной в этом ряду надо назвать болезнь «почетного патриарха» ПЦУ Филарета. Журналистка Соня Кошкина сообщила, что состояние его здоровья в преддверии «интронизации» главы новой «Церкви» резко ухудшилось и он был госпитализирован.
Догадаться о причинах его болезни, в принципе, нетрудно. Ведь как известно, несмотря на то, что Филарет считает себя патриархом, в глазах представителей Фанара, которые участвовали в «интронизации», Михаил Антонович – в лучшем случае всего лишь митрополит, но никак не патриарх. Поэтому во время «литургии» в Софии Киевской Филарет стоял бы не по центру, а сбоку – как простой «епископ» ПЦУ. Такого позора для себя Филарет допустить не мог.
Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда прокомментировал отсутствие «почетного патриарха» так: «Понятно, почему Филарет Денисенко не появился сегодня на интронизации своего ставленника Епифания: без патриаршего куколя Филарет не хочет, но на это никогда бы не пошла делегация Константинопольского патриархата. Вот вам и вся причина болезни. Дипломатическая болезнь, как принято говорить».
Однако кроме внешнего, человеческого фактора, в этой болезни есть еще и внутренний, а именно – отказ «почетного патриарха» признавать новую религиозную организацию.
Во время «интронизации» Епифания Филарет стоял бы не по центру, а сбоку – как простой «епископ» ПЦУ. Такого позора для он допустить не мог.
Все эти «ошибки», «совпадения», «внезапные» болезни и т.д. на самом деле говорят только об одном – Господь предупреждает Своих чад от участия в проекте под названием ПЦУ. Именно поэтому так называемая «интронизация» главы ПЦУ «митрополита» Епифания прошла достаточно скучно: на мероприятии не было представителей Поместных Православных Церквей (за исключением Фанара), на него не свозили бюджетников, а сами верующие, если они в ПЦУ есть, просто не пришли. Организаторы этого мероприятия пытались придать хоть какой-то пафос происходящему, пригласив на него одного из самых авторитетных афонских игуменов, наместника монастыря Ватопед Ефрема.
Но и тут потерпели фиаско. Что можно сказать обо всем этом? Только то, что уже сказано в Священном Писании: «Если Господь не построит дома, впустую потрудились строители; если Господь не сохранит города, впустую бодрствовал страж» (Пс. 126, 1).